КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

Двигатели внутреннего сгорания могут быть подразделены по следующим основным признакам.

1. По способу осуществления рабочего цикла:

а) четырехтактные двигатели, в которых на каждые четыре хода поршня (такта) приходится один рабочий ход;

б) двухтактные двигатели, в которых на каждые два хода поршня (такта) приходится один рабочий ход.

2. По способу действия;

а) двигатели простого действия, в которых рабочий цикл совершается в одной только верхней полости рабочего цилиндра;

б) двигатели двойного действия, в которых рабочий цикл совершается в двух полостях рабочего цилиндра: верхней (над поршнем) и нижней (под поршнем). 

в) двигатели двухтактные с противоположно движущимися поршнями, которые по существу являются двумя двухтактными двигателями простого действия, имеющими общую камеру сгорания.

3. По способу наполнения рабочего цилиндра свежим зарядом:

а) двигатели без наддува, у которых засасывание рабочей смеси или воздуха осуществляется непосредственно рабочим поршнем (четырехтактные), или заполнение цилиндра происходит продувочным воздухом нормального давления (двухтактные);

б) двигатели с. наддувом, у которых рабочая смесь или воздух подается к цилиндру под повышенным давлением из особого наддувочного насоса (четырехтактные) или продувка цилиндра производится воздухом повышенного давления (двухтактные);

в) двигатели с частичным наддувом, у которых большая часть воздуха подается в цилиндр нормально и только часть заряда подается под повышенным давлением.

4. По способу смесеобразования:

а) двигатели с внешним смесеобразованием, в которых горючая смесь, состоящая из паров жидкого легкого топлива с воздухом или из газа с воздухом, образуется вне рабочего цилиндра,—все карбюраторные двигатели, а также газообразного топлива;

б) двигатели с внутренним смесеобразованием, в которых рабочая смесь образуется внутри рабочего цилиндра, в результате распыливания топлива, вспрыскиваемого в цилиндр насосом под высоким давлением,—все двигатели с самовоспламенением топлива, калоризаторные, а также легкого топлива, имеющие непосредственный впрыск топлива в цилиндр.

(Под „рабочим циклом* подразумевается комплекс последовательных процессов, периодически повторяющихся в каждом цилиндре и обусловливающих работу двигателя).




5. По роду применяемого топлива:

а) двигатели легкого жидкого топлива (бензин, бензол, керосин, спирт и др.);

б) двигатели тяжелого жидкого топлива (моторное топливо, соляровое масло, „дизельное" топливо, газойль и др.);

в) двигатели газообразного топлива (генераторный газ, естественный газ, сжатый газ);

г) двигатели смешанного топлива, работающие по газожидкостному процессу (основное топливо—газ, запальное топливо—жидкое);

д) двигатели пылевидного топлива, в которых твердое топливо (уголь) подводится к органам смесеобразования в измельченном состоянии.

6. По способу воспламенения рабочей смеси:

а) двигатели с принудительным зажиганием, в которых воспламенение горючей смеси происходит в результате зажигания ее от постороннего источника (электрической искры),—все карбюраторные и газовые двигатели;

б) двигатели с самовоспламенением топлива, в которых впрыскиваемое в цилиндр в конце сжатия жидкое топливо самовоспламеняется, —большая часть дизельных двигателей;

в) двигатели со смешанным воспламенением, в которых воспламенение топлива происходит под воздействием, с одной стороны, температуры сжатого воздуха (недостаточной для самовоспламенения), а с другой—под воздействием раскаленных стенок камеры сжатия или особого запальника („калоризатора"),—все так называемые калоризаторные двигатели;

г) двигатели с комбинированным воспламенением, например, работающие по „газожидкостному" процессу, в которых горючая газовая смесь принудительно зажигается за счет самовоспламенения жидкого запального топлива.










7. По роду рабочего цикла:

а) двигатели со сгоранием при постоянном объеме, или двигатели „изохорного" сгорания (при V- const),—все двигатели, имеющие низкое сжатие и принудительное зажигание топлива (карбюраторные и газовые);

б) двигатели со сгоранием при постоянном давлении, или двигатели „изобарного" сгорания (при Р- const),—все двигатели высокого сжатия с пневматическим (воздушным) распыливанием топлива и с самовоспламенением—все так называемые „компрессорные дизели" ;

в) двигатели смешанного сгорания, в которых сгорание происходит частые по изохоре (V- const ) и частью по изобаре (Р- const ), — все современные двигатели высокого сжатия с непосредственным впрыском жидкого топлива и с самовоспламенением последнего (так называемые «бескомпрессорные дизели»); 

8. По конструктивному выполнению (основные признаки):

а) двигатели тронковые, в которых роль направляющей выполняет тронковая часть рабочего поршня —большая часть двигателей с цилиндровой мощностью до 500—600 э. л. с.; 

б) двигатели с ползунами, так называемые „крейцкопфные" , в которых роль направляющей выполняет ползун, скользящий по параллелям, —большая часть тихоходных двигателей с цилиндровой мощностью свыше 500-.'- 600 э. л. с.; , 

в) двигатели с вертикальным расположением цилиндров — большая часть  двигателей;

г) двигатели с горизонтально расположенными цилиндрами—встречаются как исключение;

д) двигатели с расположением цилиндров под некоторым углом —

V-образные, W-образные, Х-образные, звездообразные и другие — быстроходные и легкие типы двигателей;

е) двигатели с параллельным расположением двух рядов цилиндров (двухрядные или „сдвоенные" двигатели) ;

ж) двигатели с противоположно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами, соединенными зубчатой передачей или с одним валом, состоящим из нескольких трехколенчатых валов (по числу цилиндров), соединенных с верхними поршнями шатунами и траверсами;

з) двигатели нереверсивные, имеющие одно постоянное направление вращения; в случае использования нереверсивного двигателя в качестве главного последний снабжается реверсивной муфтой ;

и) двигатели реверсивные , у которых перемена направления

вращения осуществляется особым реверсивным механизмом, изменяющим газораспределение;

к) двигатели правой модели (так называемые „правые"), в которых

направление вращения происходит по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода);

л) двигатели левой модели (так называемые „левые"), в которых

направление вращения происходит против часовой стрелки, и ряд других.

9. По средней скорости поршня 

 подразделяются на тихоходные—со средней скоростью поршня менее 6,5 м/сек  и на быстроходные—со средней скоростью поршня 6,5 м/с и более.

10. По назначению;

дизель- динамо,  приводящие в движение электрогенераторы,

дизель-компрессор, приводящие в движение механизмы установки;